Новости проекта
Мобильное приложение Schools.by

Занятость учащихся состоящих в ПКПП

Дата: 4 сентября 2017 в 09:12, Обновлено 16 ноября 2021 в 15:34

В ГУО «Гимназия г. Шклова»  функционирует пункт коррекционно-педагогической помощи (ПКПП). Зачисление обучающихся в пункт осуществляется приказом директора на основании следующих документов:

 - заявления законного представителя обучающегося;

-  заключения центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (далее - ЦКРОиР).

 Коррекционно-педагогическая помощь обучающимся в пункте оказывается с учетом возраста обучающегося, структуры имеющегося у него физического и (или) психического нарушения и в соответствии с расписанием занятий, которое утверждается директором школы. В ПКПП работает учитель-дефектолог Щедракова Елена Викторовна, педагогический стаж 13 лет, первая квалификационная категория.

График работы учителя-дефектолога

День недели

Время

ПОНЕДЕЛЬНИК

11.10 – 18.00

ВТОРНИК

12.25 – 18.00

СРЕДА

12.25 – 18.00

ЧЕТВЕРГ

12.25 – 18.00

ПЯТНИЦА

11.10 – 17.35

Основная цель деятельности пункта коррекционно-педагогической помощи — оказание коррекционно-педагогической помощи лицам, осваивающим содержание образовательных программ общего среднего образования и имеющим стойкие или временные трудности в их освоении.

Задачами пункта являются:

- изучение индивидуально-типологических особенностей обучающихся с целью определения оптимальных путей оказания им коррекционно-педагогической помощи;

- исправление или ослабление индивидуальных нарушений развития обучающихся, препятствующих успешному освоению обучающимися содержания образовательных программ общего среднего образования;

- формирование общих способностей к учебной деятельности с целью выполнения обучающимися требований образовательных стандартов общего среднего образования;

  -повышение уровня интеллектуального развития обучающихся за счет развития психических процессов;

- формирование позитивной мотивации к учебной деятельности, развитие функций самоконтроля и произвольной регуляции поведения у обучающихся.

Работа учителя-дефектолога  в начальной школе ведется по графику и включает как индивидуальные, так и подгрупповые, групповые занятия. Они направлены на коррекцию нарушений письма, чтения и устной речи. Для этого решаются следующие задачи:

  • профилактика и раннее выявление нарушений устной и письменной речи, чтения;
  • развитие памяти, внимания, мышления, зрительно-моторного слежения, графомоторных навыков, временных и пространственных представлений;
  • проработка артикуляционной и фонетической стороны речи;
  • развитие языкового синтеза и анализа, фонематического слуха и восприятия;
  • постановка правильного звукопроизношения;
  • формирование навыков различения букв и звуков в письменной речи;
  • закрепление графических образов букв, связей между буквой и звуком;
  • расширение словарного запаса;
  • формирование навыков морфемного анализа, словообразования, словоизменения, правильного грамматического построения словосочетаний и предложений, оформлением письменного и устного высказывания, связной речи;
  • автоматизация навыков чтения: интонации, темпа, выразительности, понимания прочитанного.

Особенности развития речи у мальчиков и девочек.

(Консультация для родителей и педагогов)

Во многих методических пособиях, в том числе и в литературе, предназначенной для логопедов, мы встречаем строгие рамки, в которые при своём развитии должны укладываться дети независимо от пола.

Нейропсихологами и психологами давно доказано, что у здоровых мальчиков и девочек разный мозг, разные пути развития, Значит, им необходимы разные программы обучения. Вот некоторые факты.

У мальчиков детство длится дольше, чем у девочек:

  • девочки рождаются более зрелыми на 3-4 недели;
  • мальчики на 2-3 месяца начинают ходить позже, чем девочки;
  • мальчики на 4-6 месяцев позже начинают говорить;
  • к периоду поступления в школу мальчики «младше» девочек по своему биологическому возрасту на целый год.


На что же должны обратить внимание родители, воспитатели, учителя при работе над развитием устной и письменной речи мальчиков и девочек?

На какие основные особенности мозга должны опираться педагоги и родители?

Как нужно развивать речь у всех детей, и какие особенности мальчиков и девочек нужно учитывать при этом?

Какие речевые функции нужно развивать специально у мальчиков и девочек?
На поставленные вопросы и попытается частично ответить данная статья.

Особенности мальчиков и девочек, влияющие на развитие речи в норме.

Мальчики

Девочки

Острота слуха до 8 лет

Выше

Ниже

Чувствительность к шуму

Менее чувствительны, поэтому больше шумят сами

Более чувствительны

Кожная чувствительность

Ниже

Выше

Созревание левого полушария  (логическое, речевое мышление)

Медленное.

С возрастом начинает лидировать

Быстрое

Созревание правого полушария (пространственно-временная ориентация).

Быстрое.

Имеется уже в 6 лет

Медленное.

Трудности даже в 13 лет

Формирование нервных путей, соединяющих оба полушария коры головного мозга

Медленное

Быстрое. Возможно, нервные связи намного богаче (толще спайка нервных волокон, соединяющих полушария)

Речевое мышление

Меньше говорят, но мыслят нестандартно, интересно

Лучше развита речь, но мышление более однотипно

Поисковая деятельность.

Мы уже говорили о том, что у детей, и особенно у мальчиков, сильно развита потребность в поисковой деятельности, которая требует ухода от комфортных условий. Они лазают на чердаки и в подвалы, убегают с детских площадок, осваивают новые территории, тянутся ко всему новому, придумывают рискованные игры. Дети как бы сами создают себе ситуацию, вызывающую первую фазу стресса. А, как известно, поисковая деятельность лежит в основе творчества

Выдвигают новые идеи, лучше решают принципиально новые задачи

Лучше выполняют типовые задачи

Нахождение словесных ассоциаций (поисковые задания)

Лучше

Хуже

Период врабатываемости

Медленно набирают нужный уровень работоспособности

Быстро набирают работоспособность

Развитие памяти

Длится достаточно долго

Завершается рано.

Больше опираются на механическое запоминание

Утомление

Страдают левополушарные процессы (речевое мышление, логические операции)

Страдают правополушарные процессы (образное мышление, пространственные отношения, эмоциональное самочувствие)

Качество выполнения заданий, тщательность, проработка деталей

Низкое

Высокое

Скорость чтения

Ниже

Выше

Правописание

Хуже

Лучше

Поведение ребёнка при ответе на уроке, при общении

Смотрят не на учителя, больше нацелены на информацию

Смотрят в лицо учителю, улавливают малейшие оттенки его мимики, моментально корректируют свой ответ. Нацелены на общение

Добрые слова (которые нравятся самим детям)

Водитель, десантник, банкир, «Мерседес» и пр. Почти нет уменьшительно-ласкательных слов

Чаще всего уменьшительно-ласкательные слова: солнышко, мамочка и пр. Тематика позитивных слов больше

Рисунки  детей

Танки, самолёты, человек – паук

Дом, цветы, животные, человек!

Нарушения речи

Бывают чаще и тяжелее.

Часто у детей с нарушениями речи способность к организации образной информации представлена в обоих полушариях

Бывают реже. Возможно, это связано с тем, что у них предполагается наличие дополнительных речевых центров в и правом полушарии

Адаптация к неадекватному педагогическому воздействию

Адаптируются хуже, стараются не подчиниться

Адаптируются лучше


 

Этот, далеко неполный перечень различий мальчиков и девочек, убедительно свидетельствует о том, что взрослым при общении с детьми, при развитии их речи необходимо учитывать не только индивидуальные, но и половые особенности каждого ребёнка.

Консультация для родителей на тему:

«Автоматизация звуков в домашних условиях»

Цель: познакомить родителей с принципами и приемами автоматизации поставленных звуков в домашних условиях.

Посещая регулярно занятия логопеда, звукопроизношение школьника может приобрести характер «кабинетной речи», когда в кабинете логопеда (или при просьбе повторить правильно) звуки получаются чёткими, а в произвольной речи эти же звуки ребёнок произносит искажённо. Это свидетельствует о том, что процесс коррекции звукопроизношения находится на этапе «автоматизации». Скорость прохождения этого этапа зависит от частоты выполнения домашних заданий, направленных на автоматизацию поставленных звуков. В идеале необходимы ежедневные занятия по автоматизации хотя бы по 5-15 минут в день

Автоматизировать звук – ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь.  С физиологической точки зрения этап автоматизации звука представляет собой закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале. Поставленный звук еще очень хрупкий, условно-рефлекторная связь без подкрепления может быстро разрушиться.

К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно и четко при продолжительном или многократном повторении, то есть, когда учитель-логопед этот звук ребенку «поставил». Ни в коем случае не следует вводить в слоги и слова звук, который произносится еще недостаточно отчетливо, так как это приведет лишь к закреплению неправильных навыков и не даст улучшения в произношении.

Автоматизация звука осуществляется по принципу от легкого к трудному, от простого к сложному и проводится в строгой последовательности:

  • автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);
  • автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);
  • автоматизация звука в предложениях;
  • автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах;
  • автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;
  • автоматизация звука в разговорной речи.

К новому материалу можно переходить только в том случае, если усвоен предыдущий.

  1. Этапы и приёмы автоматизации поставленных звуков в речи.

Автоматизация звука в слогах.

Слог – более простая речевая единица по сравнению со словом. Кроме того, слоги лишены смысла, у ребенка в связи с этим отсутствуют стереотипы произношения слов, что облегчает их автоматизацию.

Автоматизация звуков начинается с прямых открытых слогов, затем продолжается в обратных и закрытых слогах. Позже отрабатывается произношение звука в слогах со стечением согласных.

Например, при автоматизации звука [С] в слогах мы соединяем закрепляемый согласный с гласными [а], [ы], [о], [у] сначала в прямых слогах: са, сы, со, су, затем в обратные: ас, ыс, ос, ус, далее в слоги, где звук находится между гласными: аса, асы, асо, асу, ыса, и, наконец, в слоги со стечением согласных (берутся те согласные звуки, которые не нарушены у ребенка): сто, ста, спа, сма, сны, ско.

Автоматизация звуков в словах.

Автоматизация в словах сначала осуществляется с опорой на слоги (са – сад). На начальных этапах проводится закрепление произношения слов, в которых данный звук находится в начале слова, затем слов, в которых звук – в конце и середине слова.

Для автоматизации звука используют приемы отраженного повторения, самостоятельного называния слов по картинке, прочтение слов.

Полезны задания, направляющие ребенка на поиск слов, содержащих данный звук (придумывание слов с данным звуком).

Старайтесь вводить творческие упражнения, игры, от произнесения отдельных слов переходить к построению словосочетаний с ними и коротких высказываний.

Автоматизация звука в словах – это выработка нового навыка, требующая длительной систематической тренировки. Поэтому на каждое положение звука в слове – в начале, середине, конце – подберите по 20–30 картинок (можно схематично нарисовать самим). За одно занятие дается 10–16 слов, при этом каждое проговаривается 4–5 раз с выделением автоматизируемого звука (он произносится более длительно и утрированно).

На этом этапе проводится работа и над сложными формами звукового анализа и синтеза, по формированию умения выделять звук в слове, определять его место по отношению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком). Эта работа способствует эффективности процесса автоматизации. Умение четко и быстро определять звуковую структуру слова является необходимым для правильного и быстрого протекания этапа автоматизации.

Автоматизация звука в предложениях.

Автоматизация звука в предложениях проводится на базе отработанных слов, в той же последовательности. Вначале предлагаются предложения с умеренным включением звука, в дальнейшем автоматизация проводится на речевом материале, насыщенном данным звуком (в каждом слове предложения есть автоматизируемый звук).

Автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах.

Детям предлагают повторить или заучить чистоговорки, скороговорки и стихи.

  1. Игры для автоматизации поставленных звуков в домашних условиях.

Учитесь играть со своим ребенком, используя для этого любой подходящий момент.

Работа над звуком, от его постановки до употребления в самостоятельной речи, - это выработка нового сложного навыка. И как любой навык он требует усилий, времени и определенной системы в занятиях, в том числе и при выполнении домашних заданий.

Предлагаю вам несколько интересных игр, которые можно применять, начиная с этапа автоматизации звука в слове.

«Загадки»

Для этой игры вам потребуются: 6-7 картинок или игрушек, в названии которых прячется закрепляемый звук. Вместе с ребенком назовите их, выделяя голосом нужный звук. Затем опишите любую из них, ребенок должен догадаться, о чем идет речь и назвать нужную картинку или игрушку. Повторите игру несколько раз. А теперь предложите ребенку роль ведущего. Ваши возможные ошибки наверняка повысят интерес малыша к игре.

«Чего не стало?»

Можете использовать те же картинки или игрушки. Предложите ребенку еще раз внимательно рассмотреть картинки, назвать их, запомнить и закрыть глаза. В это время уберите одну или две картинки. Ребенок, открыв глаза, должен сказать, чего не стало. Повторите игру несколько раз, меняясь с ребенком ролями.

«Что изменилось?»

Это один из вариантов предыдущей игры. Вы можете менять картинки местами, убирать их, переворачивать картинки обратной стороной, добавлять новые. Ребенок должен рассказать обо всех изменениях.

«Что лишнее?»

Подберите картинки так, чтобы их можно было сгруппировать по разным признакам (можно использовать картинки из лото, выбрав из них те, в названии которых есть нужный звук). Попросите ребенка найти и назвать лишний предмет и объяснить свой выбор.

Объединять картинки в группы можно по-разному. Например, рысь-корова-ворона-жираф-ракета. Из данной серии последовательно можно убрать «ракету» - неживая, затем «ворону» - птица, потом «корову» - домашнее животное. Две оставшиеся картинки (жираф и рысь) предложите ребенку сравнить между собой и сказать, чем они похожи и чем отличаются, т.е. попытаться найти и подробно описать черты двух сходных предметов.

 «Слова вокруг нас»

Попросите ребенка внимательно посмотреть вокруг и назвать все предметы, в названии которых спрятался нужный звук. Слова называйте по очереди, не забывайте иногда ошибаться и давать ребенку возможность заметить Вашу ошибку и исправить ее.

Затем усложните игру - вспоминайте слова с закрепляемым звуком по какой-то определенной теме: «Назови животных, в названии которых есть звук [Р]» (зебра, носорог, тигр, пантера, кенгуру, жираф) или «Назови «зимнее» слово со звуком [С]» (снег, снеговик, Снегурочка, снегирь, снежки, стужа, санки).

В эту игру вы можете играть где угодно, используя любую свободную минутку: по пути в садик, в транспорте, в очереди. Дома в эту игру можно играть с мячом.

Постепенно, незаметно для себя, ребенок начинает правильно произносить закрепляемый звук не только в отдельных словах, но и во фразах. Во фразе должно быть как можно больше слов с нужным звуком. Лучше, если фразы будет придумывать сам ребенок, сначала с вашей помощью, а затем и без нее.  Еще лучше, если у вас будут получаться короткие, забавные стихи. Они легко запоминаются, и ребенок охотно рассказывает их всем - родным и знакомым.

Самое полезное для ребенка - ваш неподдельный интерес к совместным занятиям, радость за его успехи. Пусть занятия принесут малышу радость – от этого во многом зависит результат.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.