Образовательная программа государственного учреждения образования «Гимназия г. Шклова» по работе с учащимися выпускных
классов при подготовке к централизованному тестированию
и профессиональному самоопределению
Актуальность проблемы
Подготовка к централизованному тестированию является первоначальным этапом для успешной сдачи вступительных испытаний при поступлении в ВУЗ, повышения уровня стрессоустойчивости, способности организованно действовать в условиях ограниченного времени. Особо следует выделить как отдельный этап при выборе предметов для ЦТ профессиональное самоопределение, так как данный выбор уже ориентирован на учет способностей, интересов и возможностей учащегося,
целесообразно начать подготовку по данным предметам начиная с 10 класса.
Программа соответствует потребностям учащихся, родителей,
педагогов и является актуальной в связи с Концепцией развития профессиональной ориентации молодёжи. Программа позволит создать условия для возможности формировать у учащихся умения делать профессиональный выбор, развивать качества, необходимые для успешной профессиональной карьеры, формировать профессиональное самосознание.
Современных подростков беспокоит масса разнообразных
вопросов. Все они требуют решения: самостоятельного, с чьей-то помощью. Следовательно, подросток постоянно «должен делать выбор». А для этого
необходимо разобраться в своих желаниях, оценить свои возможности, увидеть перспективу и из множества вариантов выбрать тот, который станет залогом успеха в будущем. Нам необходимо помочь учащемуся сделать правильный выбор на очень важном и сложном этапе жизни – профессиональный выбор. Это возможно при взаимодействии всех субъектов
образовательного процесса: учащихся, их родителей, учителей- предметников, классных руководителей, педагога-психолога,
администрации.
Программа базируется на основных принципах психологии и педагогики, ориентирован на реализацию собственных возможностей личности учащегося, его самостоятельность и активную позицию.
Различия между традиционным экзаменом
и централизованным тестированием
Отличительные особенности
|
Традиционный экзамен
|
Централизованное тестирование
|
Что оценивается
|
Не только фактические знания, но и умение их преподнести. Уровень развития устной речи позволяет недостаточные знания,
|
Оцениваются фактические знания, умение рассуждать, решать задания, умение понимать формулировку задания
|
Что влияет на оценку
|
Наиболее значимы субъективные факторы: контакт с педагогом, общение в период обучения
|
Уровень знаний
|
Возможность
исправить
собственную
ошибку
|
На устном экзамене можно исправить при замечании педагога, на письменном – при проверке собственной работы, за счёт личного контакта с педагогами.
|
Только во время проверки собственной работы, если вспомнить
правильный материал
|
Кто оценивает
|
Знакомые педагоги
|
Компьютер, незнакомые
эксперты
|
Когда можно
узнать результаты
|
На устном экзамене – практически сразу, на письменном экзамене – на
следующий день
|
В течение одной-двух
недель
|
Критерии оценки
|
Определены заранее, можно
оспорить
|
Определены заранее,
оспорить сложно
|
Содержание
экзамена
|
Ученик должен продемонстрировать владение определённым фрагментом учебного материала
|
Ученик должен продемонстрировать владение практически всем объёмом учебного
материала
|
Ка происходит
фиксация
результатов
|
На предложенном учащемуся бланке, на черновике (при проверке
учитываются и материалы черновика), допускаются исправления
|
Результаты записываются аккуратно на специальном бланке, допускается лишь несколько исправлений
|
Стратегия
деятельности
во время экзамена
|
Стандартная для всех учащихся
|
Индивидуальная
|
Цель программы:
- создание системы работы по формированию и развитию у учащегося навыков самостоятельного осознанного выбора и принятия решения, включая выбор предметов для ЦТ, профессиональное самоопределение.
Задачи программы:
- создание эмоционально комфортной образовательной среды;
- совершенствование педагогических приемов работы по профориентации на классных часах, общегимназических мероприятиях;
- совершенствование педагогической работы с родителями на собраниях, консультации;
- осознанный выбор предметов для сдачи на ЦТ с учетом способностей и возможностей учащихся;
- повышения качества подготовки учащихся для сдачи ЦТ;
- максимальная реализация образовательных запросов обучающихся и их законных представителей.
Субъекты деятельности:
- классные руководители;
- педагог-психолог
- учителя-предметники;
- заместители директора;
- родители;
- выпускники на этапе профессионального самоопределения.
Этапы программы:
1 этап – подготовительный
1.Поиск оптимальной модели взаимодействия всех субъектов
образовательного процесса по подготовке к ЦТ.
2. Подготовка методических материалов.
3.Составление плана работы по направлениям деятельности:
диагностика, коррекция, обучение.
4.Подбор оптимальных форм и методов работы по подготовке к ЦТ,
развитию самоопределения.
2 этап – диагностический
1. Сбор информации об интересах склонностях и потребностях учащихся.
2. Уточнение профессиональной направленности учащихся.
3. Изучение уровня стрессоустойчивости.
4.Изучение родительской осведомленности по проблеме профориентации.
3 этап – внедренческий
1. Коррекционные занятия с элементами тренинга
2. Обучающие занятия с элементами тренинга.
3. Обучение стратегиям поведения в стрессовой ситуации.
4. Беседы с классными руководителями по результатам работы с классом.
5. Продолжение сотрудничества с УО «Могилевский университет продовольствия»
6. Подготовка к ЦТ на предметных факультативах а на дополнительных занятиях в рамках платных образовательных услуг.
7. Внедрение в образовательный процесс факультативного курса «Основы экологии и профессиональное будущее» для учащихся 9 классов.
8. Подготовка коллектива для участия в педагогическом кластере.
9. Мониторинг эффективности работы.
10. Создание и показ презентаций.
Предполагаемый результат:
- максимальное осознанное самостоятельное принятие решения учащихся в профессиональном выборе;
- создание и применение на практике комплексной программы работы с учащимися по подготовке к ЦТ.
Критерии и показатели эффективности программы:
- соответствие возможностей учащихся и профессионального выбора;
- тесное взаимодействие всех субъектов образовательного процесса при подготовке учащихся к сдаче централизованного тестирования;
- формирование навыков саморегуляции учащихся в условиях стрессовой ситуации;
- формирование у учащихся навыков самостоятельного профессионального выбора.
Структура деятельности
№ п/п
|
Мероприятия
|
Сроки проведения
|
Ответственные
|
|
Анализ результатов ЦТ 2018/2019 учебного года
|
Сентябрь
|
Селифонтова М.В.
|
|
Анализ результатов вступительной кампании
|
Сентябрь
|
Селифонтова М.В. |
|
Знакомство учащихся XI класса и их родителей на родительских собраниях с
результатами ЦТ 2018/2019 учебного года и итогами вступительной кампании
|
Сентябрь
|
|
|
Организация стимулирующих,
поддерживающих и факультативных занятий с учащимися XI и Х классов
|
В течение года
|
|
|
Организация платных услуг по подготовке к ЦТ для учащихся XI и Х классов
|
В течение года
|
Селифонтова М.В.
|
|
Организация сотрудничества с УО «Могилевский государственный университет продовольствия»
|
Сентябрь
|
Администрация
|
|
Знакомство учащихся XI классов и их родителей с графиком проведения 1 этапа репетиционного тестирования
|
Сентябрь
|
Селифонтова М.В. |
|
Информирование учащихся XI классов о возможных вариантах профессионального самоопределения в условиях вступительной кампании 2020
года
|
Октябрь-
Декабрь
|
Селифонтова М.В |
|
Уточняющая диагностика интересов и склонностей учащихся XI классов
|
Октябрь-
Декабрь
|
Педагог-психолог Костюкович И. И.
|
|
Ориентация учащихся XI классов на осознанный выбор предметов для сдачи ЦТ с учётом способностей и
возможностей – индивидуальные и
групповые консультации
|
Октябрь-
Декабрь
|
Учителя-
предметники
|
|
Анализ результатов 1 этапа
репетиционного тестирования
|
Декабрь
|
Селифонтова М.В. |
|
Знакомство учащихся XI классов и их родителей с графиком проведения 2 этапа репетиционного тестирования
|
Декабрь
|
Селифонтова М.В. |
|
Проведение цикла занятий для учащихся XI классов «Мой выбор»
|
Январь-
март
|
Педагог-психолог Костюкович И. И.
|
|
Анализ результатов 2 этапа
репетиционного тестирования
|
Февраль
|
Селифонтова М.В. |
|
Проведение индивидуальных
консультаций и классных часов по результатам диагностики и выбору образовательного маршрута учащихся XI классов
|
Март-
апрель
|
Селифонтова М.В.
Костюкович И. И.
|
|
Проведение гимназического «репетиционного тестирования» по русскому языку, математике, физике, химии, биологии, иностранному языку
|
Март-апрель
|
Селифонтова М.В.
учителя-предметники
|
|
Посещение «Дней открытых дверей» в ВУЗах и ССУЗах, проведение профориентационных мероприятий с представителя учебных заведений на базе гимназии
|
В течение года
|
Селифонтова М.В., классные руководители
|
|
Занятия с элементами тренинга по снятию эмоционального напряжения
перед экзаменами
|
Март-
май
|
Костюкович И. И.
|
|
Оформление стенда «Куда пойти учиться?», уголков «Готовимся к экзамену и ЦТ»
|
Апрель-
май
|
Специалисты
СППС, учителя-предметники
|
|
Посещение предприятий и хозяйств Шкловского района
|
В течение года
|
Селифонтова М.В. классные руководители
|
|
Привлечение представителей учебных заведений различных типов и видов (учреждения профессионально-технического, среднего специального, высшего образования) к участию в
«Ярмарке учебных мест».
|
В течение года
|
Селифонтова М.В., классные руководители
|