Новости проекта
Мобильное приложение Schools.by

Консультация № 16. Трудно ли быть подростком?

Дата: 10 марта 2021 в 10:09, Обновлено 10 марта 2021 в 10:11

Трудно ли быть подростком?

         Подростковый возраст (от10до15лет) - время бурного и во многом противоречивого развития, сменяющего период сравнительно спокойного роста и накопления сил у младших школьников. В это время происходит  значительные изменения и в организме, и в психике ребёнка, играющие исключительно важную роль в формировании личности ребёнка. Не случайно французский философ Ж. Ж.Руссо назвал подростковый возраст «вторым рождением».

         Подростковый возраст-переход от детства к юности - первой ступеньке взрослости. Отрываясь  от мира детства, подростки постепенно, шаг за шагом, идут по пути, ведущему в мир взрослого человека. Именно поэтому подростковый возраст называют переходным. Своеобразное положение подростка в обществе (уже не ребёнок, но ещё  не взрослый) и порождает многие трудности, с которыми  приходится сталкиваться в семье и в школе при воспитании детей  этого возраста.

         Возраст подростка - переломный. Организм ребёнка подвергается глубокой перестройке, причём в очень быстром темпе. Бурное физическое развитие сопровождается рядом противоречивых моментов. Подобные явления не должны вызывать особого беспокойства у родителей, однако знать их и учитывать при организации жизни подростка необходимо. Большое внимание должно быть уделено режиму труда, отдыха и питания, гигиены и физической культуре.

          С началом полового созревания меняется общий облик ребёнка, появляются новые, ранее незнакомые ему чувства, влечения, переживания, возможны резкие перепады настроения, не всегда понятные даже самому подростку. К этому надо относиться внимательно, но спокойно. Следует помнить, что  процесс полового созревания начинается и даже заканчивается раньше, чем растущий человек обретает духовную зрелость. Разрыв между завершением  полового созревания и наступлением гражданской, социальной зрелости - одно из основных противоречий подросткового возраста.

         Осознавая то новое, что появляется в его жизни, в отношении к нему окружающих, подросток всё задумывается о своих возможностях, достоинствах и недостатках, о характере своих взаимоотношений с товарищами и взрослыми.

         Одно из наиболее сильных желаний подростка - «стать взрослым», что в его понимании означает быть самостоятельным. Стремление к самостоятельности видно во всём: в учении, в труде, в выборе друзей, распределении времени. Подросток хочет сам принимать важные решения, начинает активно отстаивать свои взгляды, мысли, суждения.

         В семье, где признается право подростка на известную самостоятельность, где своевременно меняется и отношение к нему и характер требований, он обычно развивается и взрослеет нормально. Если же стремление подростка стать взрослым во мнении окружающих и в своих собственных глазах подавляется мелочной опекой, излишней жесткостью контроля,  недоверием к его возможностям, он начинает «завоёвывать» самостоятельность самыми разнообразными способами и средствами, и в первую очередь такими, которые, как правило, осуждаются. Подросток становится упрямым, непослушным, грубым. Непонимание между ним и родителями растёт, возникают конфликты и взаимные обиды.

Конечно, разумное предоставление подростку известной самостоятельности ничего общего не имеет с его полной бесконтрольностью. Подросток хочет быть взрослым, но далеко не всегда и не во всём им может быть. Ему необходимы постоянная помощь, советы, дружеское руководство родителей, педагогов.

Справедливо педагоги и психологи настаивают на том, что от взрослых, воспитывающих ребёнка, зависит в первую очередь, как именно - благополучно в целом или болезненно, с нежелательными отклонениями - будет протекать его развитии в подростковом возрасте. Характер взаимоотношений с родителями, требования, которые они  предъявляют, обстановка в семье - всё это создаёт совершенно определённую атмосферу, в которой подростку дышится легко или, напротив, с трудом.

Было бы упрощением думать, что половое созревание - это только лишь биологическое явление. Нет становясь юношей, девушкой, утверждая свою принадлежность к мужскому или  женскому полу, подросток не только ведь особенностями своего организма эту принадлежность утверждает - он становится человеком-мужчиной, человеком-женщиной, что предполагает широкое и глубокое духовное и социальное созревание.

Подростковый возраст характеризуется интенсивным ростом. Никогда человек не растёт так бурно, как в этом возрасте (если не считать первых 2-х лет жизни). Длина тела увеличивается на 5-8см в год! Девочки растут наиболее активно в 11-12 лет (рост в это время может увеличиться на 10см в год), усиленный рост  мальчиков отмечается в 13-14 лет. (Так что, отстав поначалу от девочек, мальчики после 15лет обгоняют их в росте). Характеристика «длинноногий подросток» очень точна - увеличение роста идёт в основном за счёт роста трубчатых костей конечностей.

Масса тела также быстро растёт (но не столь быстро, как растёт скелет, поэтому-то для подростка характерен, в общем вытянутый, «нескладный» вид). Девочки прибавляют 4-8 кг в год (особенно заметна прибавка в 14-15лет); мальчики 7-8 кг в год.

Перестраивается опорно-двигательный аппарат: увеличивается степень окостенения, нарастает мускульная сила. Увеличивается и сосудистая сеть мышц, достигают полного развития чувствительные и двигательные окончания нервно-мышечного аппарата.

          Перестройка бесследно не проходит: мы наблюдаем обилие лишних движений, недостаточную их координированность, вообще какую-то неловкость, «угловатость» подростка. Вместе с тем подростковый возраст - именно тот возраст, когда наиболее успешным может быть овладение техникой сложных движений. Подросток может достичь виртуозной техники игры на музыкальных инструментах, овладеть сложными элементами специальных спортивных упражнений, приобрести незаурядное мастерство в хореографии, научиться разнообразным трудовым действиям. Некоторые исследователи  помогают, что люди, не развивши в себе необходимые двигательные качества именно в подростковом возрасте, на протяжении всей жизни остаются более неловкими, чем могли бы быть.

          У подростка усиленно развивается грудная клетка и дыхательные мышцы. Растут легкие, увеличивается их объём и поверхность, повышается жизненная ёмкость. Число дыханий в минуту снижается в подростковые годы в два раза: иначе говоря, подросток дышит реже и глубже. Окончательно формируется тип дыхания: у мальчиков брюшной, у девочек - грудной.

         Сердце в это время растёт очень интенсивно, объем его ежегодно увеличивается приблизительно на четверть. Сосуды так же растут, но темп их роста отстает от темпа роста сердца.  Поэтому у подростков часто повышается кровяное давление: нагнетательная сила сердца возросла, но она встречает сопротивление со стороны ещё относительно узких кровеносных сосудов; иногда наблюдается так называемая юношеская гипертония, она носит временный, преходящий характер, однако требует особой осторожности при дозировании физической нагрузки. Итак, тренируя сердце и сосуды подростка (работа на свежем воздухе,  физические упражнения), не будем забывать об опасности перегрузок. Неблагоприятно на сердечно-сосудистой деятельности подростка отражаются  и отрицательные эмоции.

          Меняется состояние нервной системы подростка. В период полового созревания снова наблюдается усиление подкорковой активности коры головного мозга;  в поведении подростков отмечается повышенная нервозность, несдержанность, неустойчивость эмоциональных реакций. При правильном воспитании, явления эти преодолеваются самим подростком, при неправильном - могут стать основой устойчивых его черт поведения, черт, разумеется, нежелательных.  Так что распущенное поведение тех или иных подростков объяснять и оправдывать особенностями развития нервной системы нельзя - особенности не виноваты, их просто не учли воспитатели. (К 16-17 годам тормозящая роль коры снова укрепится - но это ведь не приведёт к автоматическому исправлению успевшего стать «трудным» подростка!).

         С другой стороны, происходит дальнейшее развитие мозга, его высших отделов - лобных областей коры. Растёт осмысленность внимания, становится легче организовать произвольность внимания. Подросток становится умнее. Речь идёт о возможностях, которые создаются развитием центральной нервной системы; превратятся ли эти возможности в действительность, в огромной степени зависит от целенаправленных усилий взрослых - не в последнюю очередь родителей.


 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.