Педагогические высшие учебные заведения:
Белорусский государственный университет физической культуры
Белорусский государственный педагогический университет им. Максима Танка
Мозырский государственный педагогический университет им. И.П. Шамякина
Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины
Приложение
к постановлению Министерства образования Республики Беларусь
07.04.2014 № 30
Перечень педагогических специальностей, при поступлении на которые зачисляются в учреждения высшего образования Республики Беларусь без вступительных испытаний победители (дипломы І, ІІ, ІІІ степени) третьего (областного, Минского городского) этапа республиканской олимпиады по учебным предметам, проведенной Министерством образования Республики Беларусь в учебном году, который завершился в год приема, для которых данный предмет определен предметом первого профильного испытания, а также лица, награжденные золотой, серебряной медалью или закончившие учреждения среднего специального образования с дипломом с отличием, при наличии рекомендации педагогического совета учреждения образования, которое они закончили.
п/п |
Код специальности по Общегосударственному классификатору Республики Беларусь ОКРБ 011-2009 «Специальности и квалификации» |
Наименование педагогической специальности |
1 |
1-01 01 01 |
Дошкольное образование |
2 |
1-01 02 01 |
Начальное образование |
3 |
1-02 01 01 |
История и обществоведческие дисциплины |
4 |
1-02 03 01 |
Белорусский язык и литература |
5 |
1-02 03 02 |
Русский язык и литература |
6 |
1-02 04 02 |
Биология и география |
7 |
1-02 05 01 |
Математика и информатика |
8 |
1-02 05 02 |
Физика и информатика |
9 |
1-02 05 04 |
Физика и техническое творчество |
10 |
1-02 06 01 |
Технический труд и предпринимательство |
11 |
1-02 06 02 |
Обслуживающий труд и предпринимательство |
12 |
1-02 06 04 |
Обслуживающий труд и изобразительное искусство |
13 |
1-03 03 01 |
Логопедия |
14 |
1-03 03 06 |
Сурдопедагогика |
15 |
1-03 03 07 |
Тифлопедагогика |
16 |
1-03 03 08 |
Олигофренопедагогика |
17 |
1-03 04 01 |
Социальная педагогика |
18 |
1-31 01 01-02 |
Биология (научно-педагогическая деятельность) |
19 |
1-31 02 01-02 |
География (научно-педагогическая деятельность) |
20 |
1-31 03 01-02 |
Математика (научно-педагогическая деятельность) |
21 |
1-31 04 01-03 |
Физика (научно-педагогическая деятельность) |
22 |
1-31 05 01-02 |
Химия (научно-педагогическая деятельность) |
Колледжи УО "Гродненский государственный университет им. Я. Купалы":
- Волковысский колледж УО "Гродненский государственный университет им. Я. Купалы"
- Гуманитарный колледж УО "Гродненский государственный университет им. Я. Купалы"
- Лидский колледж УО "Гродненский государственный университет им. Я. Купалы"
- Технологический колледж УО "Гродненский государственный университет им. Я. Купалы"
Высказывания великих о профессии учителя:
«Учитель должен иметь максимум авторитета и минимум власти». Т.Шаш
«Воспитателем и учителем надо родиться; им руководит прирожденный такт». А. Дистервег
Описание профессии: Учитель — это уникальная профессия, вне времени, моды и географии. Являясь одной из древнейших, она остаётся востребованной и посей день. Как и всё на свете, она претерпевает изменения. Согласно словарю Ожегова, учитель — это лицо, которое кого-либо чему-либо обучает.
История профессии учитель: Педагогика, как, наверное, известно многим, в переводе с греческого означает "детовождение", то есть воспитание детей, подготовка их к жизни в обществе. Зародилась педагогика в виде правил и наставлений для взрослых по уходу за детьми и наблюдению за их поведением. Педагогические традиции, положившие начало развитию педагогики как науки, появились в Древней Греции в V-IV веках до нашей эры. Основная профессиональная обязанность учителя - проведение уроков, в процессе которых он обеспечивает изучение новой информации по своему предмету, повторение и закрепление пройденного ранее, контроль и выставление оценок, а также организует самостоятельную работу учеников. Цель этого - не только собственно обучение, но и развитие, воспитание.
Кроме того, учитель занимается проверкой работ учеников, подготовкой к урокам (понаблюдайте или вспомните работу хороших учителей - по любой теме у них есть заранее подготовленные пособия, набор индивидуальных заданий и т. п.), участвует в заседаниях педсоветов.
Как правило, он занимается и воспитательной работой (особенно если является классным руководителем) - проводит со школьниками различные интересные и полезные мероприятия, индивидуально разбирается с «проблемными» учениками, готовится к родительским собраниям и проводит их. В среднем непосредственно проведение уроков занимает лишь 50-60% его рабочего времени.
Социальная значимость профессии в обществе: В 21 веке, когда знаний становится всё больше, наука мчится семимильными шагами, профессия приобретает новое значение для развития общества, мира науки. Учителя сопровождают нас в течение жизни, с детсадовского возраста. Даже за стенами альма-матер, мы продолжаем учиться. Основная компетенция успешного учителя, не зависимо от преподаваемой дисциплины и аудитории — эффективная коммуникация. Именно она позволяет донести знания, мотивировать к труду, управлять конфликтами в коллективе. На втором месте — отличное знание предмета. На третьем — терпение, терпение и ещё раз терпение.
Личные качества: Чтобы достигнуть успеха в учительской работе, необходим высокий уровень способностей (интеллектуальных, коммуникативных, организаторских), обстоятельная подготовка, а также личностные качества, располагающие к данной работе. Нужно хорошо знать преподаваемые дисциплины, владеть современными методиками обучения и воспитания, уметь и желать общаться с детьми и подростками, иметь высокую мотивацию к такой работе (не зря говорят, что Учитель с большой буквы — это не просто профессия, а призвание человека).